Концерт органной музыки "Север и Юг". Мануэль Шуэн - орган (Австрия)

Санкт-Петербург, Лютеранская церковь Св. Екатерины

Юг Европы, прежде всего южные католические земли Германии и Австрия географически ближе всего к Италии, и во все времена находились под наиболее сильным влиянием её богатейшей культуры. Это сказалось, в том числе, и на музыке, в частности органной музыке, а также и на традициях органостроения. Южноевропейская музыка очень богата полифонией, но её мелодический тематизм редко обладает яркой выразительностью. Проведения темы легко теряются для слушателя в чарующем течении сложных узоров многоголосного кружева, и музыка-чудо предстоит перед ним внутренне-сокрыто, как то, что не требуется понимать, чтобы им восхищаться. Таковы токкаты из сборника “Apparatus musica-organisticus” Георга Муффата, Каприччио и Токката Иоганна Каспара Керля. Более северная музыка, напротив, стремится быть понятной, восхищать не только душу, но и ум, привлекает яркими запоминающимися темами и их наглядным проведением по голосам. Таковы сочинения Иоганна Себастьяна Баха и Георга Бёма. В восьми хоральных партитах Бёма “Ах, как ничтожна, ах, как быстротечна [жизнь человеческая]” исследователь, ищущий программность, может углядеть 8 характеров как 8 этапов человеческой жизни – детства, взросления, зрелости и старения, хотя в тексте строф хорала, на которые написаны соответствующие партиты, разумеется, совсем другое… Наконец, сонаты Гаэтано Валери и Карла Филиппа Эмануила – сына Иоганна Себастьяна Баха – это уже музыка новой формации – музыка, где многоголосие уступило место аккорду. Италия опять покорила всю Европу, на сей раз своим галантным стилем – “живым”, сентиментальным, идиллистически-прекрасным и более простым для восприятия, но, подчас, с преувеличенно контрастными и вычурно частыми сменами настроения. Родившийся в Южном Тироле - границе Австрии и Италии, - и затем учившийся в Вене, Мануэль Шуэн наследует южноевропйескую музыкальную традицию во всей её полноте. Штатный органист и руководитель церковной музыки венской Михаэлеркирхе, имеющей в своём распоряжении исторический орган Иоганна Давида Зибера 1714 г. постройки, он, в то же время, является основателем и руководитель ансамбля «Vox Archangeli» и хора «Chorus Michaelis» (вокал и дирижирование – вторая специальность музыканта). Как преподаватель он также служит делу исследования и возвращения в концертную практику традиций старинной клавирной и органной музыки.

Санкт-Петербург,
Большой проспект Васильевского острова, 1
Купить билет 0 ₽