Концерт органной музыки «Органная Италия»

Санкт-Петербург, Лютеранская церковь Св. Екатерины

К началу XVIII века итальянская музыка обретает черты, предвосхитившие близкую "историческую победу" в длительной борьбе итальянского и французского стилей. "Первооткрывательский" восторг раннего барокко начинает уступать место стремлению до предела усовершенствовать и в некоторой мере – пусть ценой известного упрощения – типизировать сложившиеся формы. Тенденцию к этой "кристаллизации" – которая, впрочем, в равной степени касалась и мелодических, и гармонических структур – можно заметить у Марчелло и Вивальди, чьи сочинения послужили отправной точкой для баховских органных переложений. За последующие полвека клавирная музыка Италии вышла в своеобразный авангард нового стиля: именно в это время сложилась "энциклопедия" типичных фактур, гораздо более близких к фортепиано, нежели к барочным клавишным. Столь же универсальным становится и тематизм: зачастую мы с трудом можем угадать в нём типично органные или типично клавесинные черты, но легко запоминаем его элементарные составляющие – мелодику, интонацию, характер, ритм.

Андреа Луккези, Гаэтано Валери, Винченцо Беллини – композиторы рубежа XVIII–XIX веков, чей творческий путь пришёлся на чрезвычайно сложное для органной культуры время: в этот период органная музыка "уходит в тень", на первый план выступают светские жанры во всём разнообразии их проявлений, полифоническое письмо окончательно уступает гомофонно-гармоническому – более простому и мелодичному, отвечающему задачам новой эстетики. Перенося музыку подобного склада в органные условия, композиторы зачастую открывали в ней новые оттенки, погружающие в сферу шутливого, остроумного и даже иронического.

Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)

Санкт-Петербург,
Большой проспект Васильевского острова, 1
Купить