В отличие от барокко, предполагавшего максимальную дифференциацию форм, классицизм обратился к противоположной идее – унификации, поиску наиболее практичного, «рабочего» шаблона, который освободил бы творца от задач формообразования, предоставив ему возможность сфокусироваться на других, более важных внутри своей эстетики, аспектах. Именно в это время появляются такие ключевые для музыкальной истории понятия, как сонатная форма и сонатно-симфонический цикл. Вектор творческого поиска этого периода можно воспринимать как более конкретный и определённый, направленный не «в бесконечность» возможных вариантов, а «вовнутрь», к некоему подспудно ощущаемому идеалу. Так, идея «двухтемности», впоследствии воплощённая как сонатная форма с её главной и побочной партиями, стала появляться ещё в эпоху барокко; ко второй половине XVIII века она обрела наиболее совершенный вид.
Иоганн Кристиан Бах и Карл Филипп Эммануил Бах, чья музыка прозвучит в концерте наравне с венскими классиками, были представителями того поколения, на долю которого выпало провожать барокко и встречать новый, «чувствительный» стиль, из которого впоследствии родились многие черты классицизма. В это время начинается бурный расцвет инструментальной ансамблевой музыки, задействующей те составы и жанры, которые полвека спустя попадут в категорию «камерных» – по контрасту с классической симфонией. В творчестве каждого из композиторов этого поколения мы обнаруживаем собственный «рецепт стиля» – уникальную пропорцию барочных и постбарочных принципов.
Исполнители:
Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия»
Павел Андреев (флейта-траверсо),
Юлия Лурье (барочная скрипка, барочный альт),
Алексей Попов (барочный альт),
Андрей Коломийцев (клавесин)
В программе:
Йозеф Гайдн, Карл Филипп Эммануил Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Кристиан Бах, Иоганн Георг Альбрехтсбергер, Людвиг ван Бетховен