Концерт органной музыки «Bach only»

Санкт-Петербург, Лютеранская церковь Св. Екатерины

Раздел баховского творчества, условно называемый «концертами по Вивальди», в наше время зачастую запечатлевается в сознании слушателей как одна из «визитных карточек Баха». В то же время именно они были весьма новаторской для своего времени идеей, максимально неожиданной в органном контексте. Идиоматика итальянского концерта, с его характерным типом движения и постоянным чередованием состязающихся оркестровых групп, изначально была несвойственна органной музыке; именно Бах первым перенëс её на органную почву. Здесь Бах, по сути, оставляет в прошлом эпоху сугубо дискретного органного письма с его импровизационностью, свободой и своеобразной структурой, определяемой риторическими соображениями.

Перенос полëтной смычковой фактуры на клавишный инструмент, с иным звукоизвлечением и техническими особенностями, неизбежно драматизирует модус произведения. С другой стороны, здесь сохраняется общий аффект «соревновательности» двух групп оркестра (на помощь приходит чередование мануалов) и непрерывное, лишëнное остановок движение, несвойственное типичным клавирным жанрам, предполагающим известную дискретность формы. Бах, по всей видимости, ощущая в этом противоречии своеобразный импульс, создал ряд подобных переложений как для клавесина (концерты BWV 972 – BWV 987), так и для органа (BWV 591 – BWV 596); среди них встречаются не только концерты Вивальди, но и написанные в том же духе произведения Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского (1696–1715).

Монографическая программа, посвящëнная сочинениям в этом жанре, позволяет проникнуться их уникальным стилем, рассмотреть каждый из концертов в сопоставлении с ему подобными и увидеть те изобретательные и виртуозные методы письма, благодаря которым эти переложения стали возможны – а вместе с ними открылась новая страница органного сочинительства.

Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах

Санкт-Петербург,
Большой проспект Васильевского острова, 1
Купить билет от 700 ₽