В самом названии этой программы заключено неочевидное противоречие, размышляя о котором, мы будем постепенно приближаться к пониманию музыки, написанной в Англии – узнаваемо перекликающейся с европейскими школами, но внутренне совершенно иной, наполненной особым колоритом и содержанием. Краски туманного Альбиона действительно лежат в совершенно иной цветовой гамме, чем, к примеру, краски «солнечной Италии» или «прекрасной Франции»; их восприятие требует более тонких «настроек оптики», позволяющих разглядеть особенные оттенки музыкального ландшафта этой страны.
Один из «космополитов» барочной эпохи, Гендель в равной степени считается немецким и английским композитором. Его клавирные сочинения обнаруживают те же французские влияния, которые полувеком раньше можно было наблюдать у Пëрселла. Подобным образом Гендель наследовал от Пëрселла характер вокального хорового письма, проявившийся в операх и, в наибольшей степени, в духовных сочинениях, к которым обращались оба композитора.
Романтическая английская музыка – наследие, в значительной степени остающееся в тени других национальных школ, однако едва ли хоть в чëм-то уступающее другим проявлениям романтического дискурса. Особый «северный» колорит, ощущаемый здесь как самобытность и индивидуальность, во многом связан с культурной и географической дистанцией, отделявшей Англию от континентальной Европы. Именно эта дистанция позволяла английской музыке развиваться в независимом замкнутом пространстве, и с этой же дистанции, вместе с тем, лучше виднелись важнейшие черты европейских стилей, достойные заимствования и развития.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)
В программе:
Джеремайя Кларк, Джон Булл, Георг Фридрих Гендель, Генри Пёрселл, Франк Бридж, Эдвард Элгар