Среди всех существующих типов концертной программы отдельным «жанром» выступает такое её построение, где исполнитель сопоставляет предельно контрастные эстетические и культурные парадигмы – к примеру, европейскую и внеевропейскую музыку. В этом концерте музыка И. С. Баха прозвучит в непосредственном соседстве с национальной музыкой Японии, а также несколькими сочинениями, написанными в подражание японскому стилю.
Сякухати – японская продольная бамбуковая флейта, история которой восходит к Средним векам; считается, что этот инструмент пришёл в Японию из Китая в VIII веке, при этом существуют версии о более раннем происхождении сякухати, связанном с культурой Древней Индии и Древнего Египта. Игра на сякухати рассматривалась как медитативная практика японских монахов: сдержанный динамический диапазон инструмента с возможностью отображать множество нюансов ассоциировался с буддийской концепцией «срединного пути». При этом предполагалось, что чем выше мастерство играющего, тем большей самореализации он достигает.
Такая «самодостаточность» вполне рифмуется с мировоззрением Иоганна Себастьяна Баха – композитора, бывшего в курсе самых разных музыкальных практик своего времени, но отнюдь не считавшего нужным в какой бы то ни было степени следовать модным тенденциям и коммерциализировать своё искусство. По сути, всю его музыку можно воспринимать как глубоко личный путь к вершинам мастерства – путь, совершаемый ради себя самого, лежащий в системе знаков, намеренно «скрывающей» его от глаз невзыскательной части публики: потенциальным слушателем (и, соответственно, свидетелем этого пути) может стать только некто заведомо разделяющий его ценности.
Исполнители:
Владимир Шуляковский (скрипка)
Никита Часовников (японская флейта сякухати)
В программе:
Кëреи для сякухати соло, Иоганн Себастьян Бах, Гекко, Рейбо для сякухати соло, Владимир Шуляковский