Любой исполнитель, составляя программу своего концерта, в той или иной степени балансирует между относительно известными и относительно малоизвестными сочинениями – намеренно или ненамеренно; это обстоятельство зачастую становится поводом к дискуссиям. Есть ли корреляция между «индексом исполняемости» того или иного произведения и его объективным совершенством – если последняя категория вообще правомерна? Где проходит грань между «сочинениями первого ряда» и музыкой, которая оказалась в их тени – и характеризует ли это каким-либо образом ту и другую группу? И наконец, почему систематическое пренебрежение тем, что «редко звучит» – вне зависимости от нашего мнения о нём – означало бы бесславный конец органного исполнительства?
Музыкальные редкости этой программы посвящены эпохе романтизма и постромантизма: здесь мы встречаем и эстонскую национальную музыку новейшего времени (Хуго Лепнурм, Эдгар Арро), и скрипичную музыку испанского гитариста Франсиско Тарреги, однако в центре внимания оказывается немецкая школа – в самом что ни на есть «школьном», консерваторском понимании. Альфред Беккер – педагог, дирижёр, контрапунктист – воспринимается ныне как один из приверженцев академической немецкой традиции, предпосылки которой восходят к Мендельсону.
В том же русле мыслил Густав Йенсен; помимо наследия, вполне традиционного для композитора романтической эпохи, он перевёл трактат Луиджи Керубини по контрапункту, а также внёс свой вклад в популяризацию барочной музыки, опубликовав собственные аранжировки скрипичных сонат старых мастеров. К более позднему времени – и несколько иному направлению – относится Карл Хойер, ученик знаменитого органиста Макса Регера, творивший в том числе в характерном жанре органной сонаты.
Исполнители:
Вера Демченко (скрипка)
Алла Морозова (орган)
В программе:
Густав Йенсен, Франсиско Таррега, Альберт Беккер, Карл Хойер, Эдгар Арро, Хуго Лепнурм