Концерт музыки для органа и клавесина «На карте музыкальной Европы»

Санкт-Петербург, Лютеранская церковь Св. Екатерины

Три логические части этой насыщенной клавирной программы имеют собственные подзаголовки, «отграничивающие» каждую из них в самостоятельное стилистическое явление, контрастное остальным двум – как по временному периоду, так и по национальной школе. По существу, мы сталкиваемся здесь с тремя полноценными «языковыми системами» барочной музыки – яркими, легко считываемыми, обладающими узнаваемой совокупностью черт, по-разному проявляющихся в творчестве разных композиторов каждой из этих систем.

«Амстердамский Орфей» – Ян Питерсзон Свелинк – стоял у истоков сольной клавирной и органной музыки на севере Европы. В этот период инструмент перестаёт быть лишь «зеркалом» хоровых полифонических фактур и обретает собственный аффект, собственный тезаурус выразительных средств. Идея свободной импровизации, воплотившаяся в форме токкаты, органная эхо-фантазия, основанная на постоянной перекличке двух мануалов, и вариационная форма – примеры тех направлений, в которых активно развивалась северная музыка рубежа XVI–XVII веков.

Французская музыка эпохи Людовика XIV представляет собой уникальное для этого периода явление, когда разделение на органную и клавирную музыку происходит не просто по принципу удобоваримости фактуры, но всячески подчёркивает контраст этих инструментов. В это время расцветает жанр органной мессы – многочастного сочинения каждая часть которого «привязана» к той или иной установленной регистровке, определяющей её характер, типичные фигуры и выразительные средства.

«Династия Бахов» в этом концерте по праву начинается с Букстехуде, чьё влияние на Себастьяна Баха было наиболее непосредственным, и заканчивается музыкой Карла Филиппа Эмануэля Баха. Последний, будучи одним из самых успешных и популярных композиторов своего времени остался в истории как музыкант, решительно обращённый в будущее, к новым формам и новым музыкальным идеям.

Исполнитель:
Николя Обан (орган, клавесин, Франция)

В программе: Ян Питерсзон Свелинк, Луи Куперен, Жан-Анри Д’Англебер, Николя Лёбег, Дитрих Букстехуде, Карл Филипп Эмануэль Бах, Иоганн Себастьян Бах

Санкт-Петербург,
Большой проспект Васильевского острова, 1
Купить билет от 700 ₽