Рождество у лютеран и католиков претендует на роль главного праздника церковного года – и, совершенно определëнно, самого музыкального насыщенного: традиции рождественского музицирования занимают поистине огромную часть европейской культуры. Прийти на органный вечер в Сочельник – идея ничуть не менее актуальная в наши дни, чем 300 лет назад.
Ноэль – феномен французской паралитургической традиции. История этого рода музыки восходит к Средневековью, при этом наиболее известные современному слушателю образцы ноэлей в виде органных обработок были созданы в эпоху барокко, силами композиторов, впоследствии получивших имя «ноэлистов». Первым органистом, обратившимся к ноэлям, считается Николя Лебег (1631–1702); в дальнейшем в их число попали Жан-Франсуа Дандриë, Луи-Клод Дакен, Мишель Корретт, Клод-Бенин Бальбатр. В основе каждого органного ноэля лежит простая народная мелодия, предполагающая столь же простую гармонию – материал, открывающий широкий простор для изобретательного варьирования внутри регистрового богатства французского органа. Красочность и прозрачность, гибкость фактуры и тонкость письма, взятые из традиций профессиональной органной музыки, превращают каждый ноэль в драгоценный камень, сиянием которого можно любоваться бесконечно.
Французский барочный орган – уникальный феномен, концептуально отличающийся от немецкого и в чëм-то диаметрально противоположный ему. Тщательно выверенная диспозиция, обладающая принципиально иной структурой, нежели «пирамидальные» немецкие конструкции, определяла регистровые решения и основанный на них набор жанров. Органные книги и органные мессы, коих в XVII–XVIII веках создавалось великое множество, – в некотором роде энциклопедия тембров, фактур и аффектов, составлявших французскую органную Вселенную.
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган)
В программе:
Луи Маршан, Клод-Бенин Бальбатр, Мишель Корретт, Жан-Франсуа Дандриё