«Красной нитью», объединяющей эту позднефранцузскую программу, является музыка одного из самых известных «рождественских» композиторов – Клода-Бенина Бальбатра. Его знаменитый сборник ноэлей, опубликованный в 1770 году, в наше время воспринимается как некий эталон жанра – несмотря на то, что исторически он был одним из последних подобных сборников. Музыка «последнего композитора барокко», пережившего свою эпоху, восторженно приветствовавшего Великую Французскую революцию, по сей день вызывает весьма противоречивые оценки – от развлекательной «попсы» до величественного в своей непредвзятости отражения самого духа этой исторической эпохи.
Бальбатр, известный в наше время большей частью как ноэлист и автор многочисленных клавесинных пьес, оставил немало камерной музыки, исполнение которой – сравнительно нечастое – представляет особенную ценность. В этой сфере за его спиной стояло колоссальное по объёму наследие французской барочной культуры – утончённой, филигранной, не лишённой театральности и патетики; с другой стороны, в собственной мелодике Бальбатра мы ощущаем гораздо больше веяний нового времени, чем характерных барочных фигур и жестов.
Иначе сложилась судьба Жана-Батиста Кардонна. Блестящий арфист-виртуоз, имевший большой успех в Париже, Кардонн не принял революцию и вскоре после неё уехал в Россию, где прожил двенадцать лет, состоя на императорской службе. Соната для скрипки и органа, которая прозвучит в сегодняшней программе, является своего рода исключением из наследия композитора, почти полностью посвящённого его излюбленному инструменту – арфе.
Исполнители:
Андрей Пенюгин (барочная скрипка)
Дарья Мееркова (орган)
В программе:
Луи Маршан, Клод-Бенин Бальбатр, Жан-Батист Кардонн