Чтобы приблизиться к пониманию музыки Мессиана, воспринять его творческую индивидуальность во всех аспектах – начиная от экстремально сложного языка и заканчивая его мировоззренческой системой – нужно держать в уме огромное количество предпосылок к появлению этого феномена, как эстетических, так и исторических, научных, религиозных, личных. Крупнейший французский композитор и органист XX века, Мессиан неизменно воспринимал орган как инструмент сакральной музыки, способный с полным правом говорить о Боге – даже в эпоху, когда «Бог умер» и мироздание оказалось разрушено катастрофическими событиями.
Новый виток духовных исканий во французской органной музыке XX века оказался в некотором роде реакцией на сравнительно недавний (1877 г.) момент, когда орган покинул стены храма, и многовековая сакральность этого инструмента (восходящая к VII веку, «приведшему» орган в католическую церковь) впервые оказалась под вопросом. Великие потрясения XX века обернулись глобальным возвращением к религиозной и философской тематике на новом уровне – в поисках новых «точек опоры» для человечества.
В это время происходит очередной выход за пределы представлений о возможностях органа – пропорционально беспрецедентному выходу за рамки представлений о том, что в принципе возможно в музыке. Органисты этого периода опирались на концепцию позднеромантического инструмента, оснащённого гипердиспозицией (раздвинувшей акустические рамки возможного до совершенно новых ракурсов) и электрической трактурой (позволившей задействовать футуристический дискурс «сверхскоростей», с помощью которого можно было выразить сферу неземного, космического). При этом в воздухе витали идеи отхода от тональной музыки в пользу атональной – вкупе с исчезновением функциональной гармонии и радикальным пересмотром всех составных частей музыкальной ткани. Именно в этой «бездне» рождается новая церковная музыка, сочетающая остроту новых стилистических явлений с фундаментальными содержательными архетипами.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)
В программе:
Оливье Мессиан