Минифест «От Рождества до Рождества». Концерт органной музыки «Рождественское барокко»

Санкт-Петербург, Лютеранская церковь Св. Екатерины

Центром этой рождественской программы несомненно являются Канонические вариации на хорал Vom Himmel hoch, da komm' ich her – одно из наиболее сложных органных произведений И. С. Баха, как с точки зрения исполнительских задач, так и в плане композиторской техники. Бах написал вариации в последние годы жизни; поводом к этому профессиональному подвигу послужило его желание вступить в Мицлеровское музыкальное общество – собрание крупнейших музыкальных учëных. Пять вариаций, включающих в себя искуснейшие канонические разработки, предвосхищают такие вершины полифонического мастерства Баха, как Музыкальное приношение и Искусство фуги.

Музыкальное изображение зимы в одноимённом концерте Вивальди, который прозвучит в сегодняшней программе – как и многие другие барочные сочинения в жанре «времëн года» – родилось на волне тех звукоизобразительных, живописательных идей, которые в часто отождествляются с самим духом барочной эстетики. Грань между изображением некоего объективного явления и выражением того или иного аффекта была достаточно размытой; обе эти задачи решались средствами так называемой музыкальной риторики – системы символов, заключëнной в устойчивых интонациях или ритмических рисунках, порой буквально пронизывающих всю музыкальную ткань.

Органное переложение инструментального концерта – жанр отнюдь не новый, но возникший буквально вслед за оригиналом. Два концерта Иоганна Себастьяна Баха, которые прозвучат в программе, входят в ряд его блестящих транскрипций вивальдиевской музыки. Перенос полëтной смычковой фактуры на клавишный инструмент, с иным звукоизвлечением и техническими особенностями, неизбежно драматизирует модус произведения. С другой стороны, здесь сохраняется общий аффект «соревновательности» двух групп оркестра (на помощь приходит чередование мануалов) и непрерывное, лишëнное остановок движение, несвойственное типичным клавирным жанрам, предполагающим известную дискретность формы. Бах, по всей видимости, ощущая в этом противоречии своеобразный импульс, создал ряд подобных переложений как для клавесина (концерты BWV 972 – BWV 987), так и для органа (BWV 591 – BWV 596).

Исполнитель:
Анна Кириллова (орган, Швейцария)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах, Ян Питерсзон Свелинк, Клод-Бенин Бальбатр, Антонио Вивальди

Санкт-Петербург,
Большой проспект Васильевского острова, 1
Купить билет от 700 ₽